Основные понятия

16.02.2017

В качестве самостоятельных работ учащиеся могут выбрать 3 формата работы – реферат, исследовательскую работу или проект. Разделение строится по целям и ценностям, лежащим в основе самостоятельной работы и по ее результату.


Реферат – обобщение существующих знаний по интересующему вопросу

Реферативная работа направлена на удовлетворение любопытства, расширение кругозора, поиск и систематизацию нового для ребенка, но уже накопленного человечеством знания. В результате реферирования ребенок представляет обобщение изученной и критически осмысленной информации, проиллюстрированное корректно оформленными цитатами авторских работ и снабженное списком источников информации. Важнейшими умениями при написании рефератов являются умение ставить собственные вопросы, искать и критически осмысливать информацию из разных источников, обобщать, корректно цитировать авторов и оформлять список источников и литературы.


Исследование – проверка гипотезы и получение нового знания научными методами

Исследовательская работа предполагает поиск ответа на исследовательский вопрос и самостоятельную проверку предположения (гипотезы) методами отдельных наук. В результате исследования ребенок получает новое (для себя или окружающих) знание. Учебные исследования развивают способность фиксировать информацию, сопоставлять факты, анализировать, описывать результаты и делать выводы. Любое исследование опирается на предварительный анализ существующей по теме информации и предполагает умение реферировать.


Проект – разработка продукта, способного решить проблему группы людей

Проектная работа направлена на изменение проблемной ситуации, важной для ребенка, с помощью предлагаемого им решения или продукта. При освоении проектной культуры важно умение анализировать ситуацию и выявлять настоящую проблему, которая не устраивает определенную группу людей и для которых реализация проекта может быть важна (целевая аудитория проекта). И, также как в исследовании, важно быть знакомым с существующими наработками других людей, которые пробовали решать эту или похожую проблему, понимать, что удалось и что не удалось им (обзор аналогов). В проектировании важно уметь оценить доступные ресурсы, в том числе возможности обратиться за экспертной или иной помощью. При выполнении важны этап планирования и рефлексии пройденного пути, умение заранее определиться с критериями, по которым сам автор оценит успешность своей работы. Часто для полноценного анализа ситуации может потребоваться исследовательская стадия, тогда работа становится проектно-исследовательской по своему характеру.


А.В. Неслуховская, методист по проектно-исследовательской деятельности Лицея №1561

подробнее
обновлено: 21.02.2017