Новые возможности выбора образования в комплексе №1561 06.02.2017


Представляем вашему вниманию статью директора школы №1561 Пазынина В.В. о новых возможностях выбора образования в нашем комплексе.

Для того, чтобы прочитать статью, нажмите кнопку "подробнее".

директор ГБОУ Школа №1561
Валерий Вячеславович Пазынин, к.ф.н.

Образование, которое предлагает школа №1561, пользуется уверенным спросом в районе Ясенево. Но при этом огромное количество ясеневских школьников учатся в школах других районов, часто весьма отдаленных. Это означает, что существует неединичный образовательный запрос, на который в Ясенево нет соответствующего предложения. И это проблема района.

Если проанализировать причины, по которым наши дети (зачастую вместе с родителями) тратят время и силы на дорогу до школы, мы поймём, что они связаны с нетиповыми образовательными запросами или с запросами на образование повышенного уровня. В первую очередь это либо специальное математическое, либо медицинское, художественно-эстетическое, научно-техническое образование. Конечно, привлекает и особая творческая атмосфера, среда взаимного уважения, которая создана в лучших школах Москвы.

Мы уверены, что у нашего комплекса достаточно материально-технического и интеллектуального потенциала и ресурса площадей для того, чтобы восполнить эти пробелы и решить проблему нерациональной траты времени школьников. И сейчас в ответ на особые образовательные запросы жителей Ясенево у нас создаётся более нетиповое, индивидуализированное предложение с более широкими возможностями выбора, которое влияет на уклад школы и помогает выстроить гармоничную образовательную среду.

Проблема может считаться решённой в том случае, если жителям Ясенево не будет приходить в голову отдавать своих детей в школы других районов, потому что не менее заманчивое предложение есть в шаговой доступности. То есть мы, директора образовательных комплексов Ясенево, должны сделать нужное людям образование на порядок более доступным. По большому счету, сейчас можно найти необходимую тебе школу в масштабе Москвы, а надо, чтобы в каждой школе рядом с домом было то, что тебе необходимо. Значит, мощный ресурс солидной московской школы должен работать на увеличение разнообразия и повышение качества нашего образования.

Для реализации этой идеи в школе разработана гибкая система индивидуализации обучения, которую мы понимаем как увеличение для ученика возможностей осознанного выбора. Она пронизывает всё, что сейчас происходит в школе: и учебный план первой половины дня, и дополнительное образование, и внеурочную деятельность во всем ее многообразии.

Чтобы понять, что представляет собой эта система, давайте последовательно рассмотрим, из чего она состоит.

Главный ресурс времени школьника – это первая половина дня. Поэтому начинать надо с уроков. При попытке учесть образовательные интересы конкретного ребенка и конкретной семьи мы сталкиваемся с жестким ограничением: принятая система организации учебного процесса делает границы коллектива класса непроницаемыми. Чтобы это преодолеть, мы переходим к такой организации занятий, при которой вся параллель делится на группы, различающиеся уровнем или акцентами содержания. Это позволяет индивидуализировать программы в зависимости от интересов и образовательных амбиций учеников. В таких группах во всех корпусах уже преподается английский язык. С этого года мы подключили уровневые группы по математике и постепенно вводим эту форму в обучение другим предметам.

Во всех классах основной школы (то есть с 5 по 9) в учебном плане первой половины дня выделены уроки по выбору учащихся. Естественно, они тоже проводятся не в классных коллективах, а в сводных группах по интересам. Благодаря этим занятиям наши ученики могут глубже заглянуть в те области знания, которые их интригуют, и понять, действительно ли там есть то, чему стоит посвятить свою жизнь. Одни используют эти часы, чтобы выучить второй иностранный язык (любой из четырёх на выбор есть во всех наших корпусах). Другие отозвались на наше предложение поэкспериментировать в разных областях знания: пошли на мастерские по сочинительству, истории языка, англоязычной литературе или на наглядную геометрию, занимательную химию, географию Москвы, информатику для любознательных и многое, многое другое.

Здесь исключительно важно не только то, что у школьников появилось больше возможностей, но и то, что они учатся очень важной вещи – делать выбор, за который потом нужно будет отвечать, и отвечать в течение всего года. Делать ответственный выбор. Как вы понимаете, это умение нужно не только для учёбы. Это нужно для жизни.

И ещё очень важно, что эта система организации занятий не разделяет детей на математические, гуманитарные и ещё какие-то классы, а наоборот, объединяет и перемешивает учеников, расширяя круг общения и заметно уменьшая конфликтность школьной жизни. Только такое снятие жестких границ классов дает ребенку возможность корректировать свой выбор в процессе обучения, не меняя при этом класс, всех учителей и круг общения.

Следующее, что необходимо делать, - это увеличивать количество профилей и направлений предпрофильной подготовки. Традиционно в школе были представлены такие профили: физико-математический, естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический. Сейчас мы добавляем те направления, которых в Ясенево недоставало: медицинское, художественно-эстетическое, в перспективе инженерное, научно-технологическое и лингвистическое. Это расширение возможностей создает необходимость привлечения новых учителей, готовых работать на углубленном уровне.

Подлинная индивидуализация немыслима без проектной и исследовательской деятельности школьников, поскольку именно здесь происходит действительно индивидуальное погружение ребенка в сферу его интересов. Здесь развиваются исключительно ценные умения: видеть проблему и переводить её в задачу, быть автором своей деятельности, менять ситуацию, то есть созидать.

Но даже прекрасные учителя, которые гениально ведут уроки, могут испытывать затруднения и чувствовать неуверенность в организации проектной или исследовательской деятельности, потому что эта задача для школы относительно нова. Чтобы её решить, потребовалось привлечение кадров извне – из научной и деловой среды, – и не только для непосредственной организации учебного исследования и проектирования, но и для систематического консультирования учителей, для формирования экспертного сообщества.

В целях поддержки этого направления мы внесли изменения в характер преподавания технологии. В четырёх пятых классах ведется курс Изобретательства, в шестых классах – Технология организации научного исследования.

Ещё один мощный ресурс индивидуализации образования и расширения границ возможностей школы – это внеурочное время. Для того чтобы направить это время на повышение качества образования, мы предпринимаем сейчас следующие шаги:

- осознанно связываем дополнительное образование с направлениями профильной подготовки, добавляя те кружки, которые нужны для поддержки профильных предметов, для углубления в предметную область, выбранную ребенком. Например, для поддержки естественнонаучного направления сейчас добавлены кружки "Полевые экологические и биологические исследования", "Экспериментальная биология";

- вводим некоторые значимые и нужные направления дополнительного образования, которых в школе вообще не было. Например, совершенно не было робототехники. Сейчас такой кружок у нас работает;

- делаем более систематическим участие в специальных программах Департамента образования г. Москвы (Университетские субботы, Профессиональная среда, Профессиональный импульс и др.), то есть используем возможности, предоставляемые социокультурной средой нашего города, для расширения границ образования и профориентации за рамками школы;

- чтобы каникулярное время могло быть использовано мотивированными учениками для погружения в любимые ими науки, мы создали Летнюю предметную школу. Впервые она была проведена летом 2016 года по двум направлениям: физико-математическому и спортивному. В следующем году добавляем лингвистическое направление и школу проектирования;

- чтобы способствовать становлению авторской позиции учеников через развитие проектного творчества, мы регулярно участвуем в выездных сессиях «Школы майевтики»;

- для развития естественнонаучных представлений школьников через участие в полевых практиках используются систематические выезды на биостанцию и на особо охраняемые территории - ближние, такие как Битцевский лес, и отдаленные; стали регулярными учебные географические поездки по России;

- летом 2016 года мы впервые организовали научно-исследовательскую экспедицию: три группы увлечённых наукой школьников и преподавателей работали в Карелии. На следующее лето юные биологи и этнографы отправятся на Урал;

- для углубления и поддержки курсов истории, литературы и МХК мы выстраиваем систему образовательных поездок по городам России. Сейчас все эти поездки приобрели единую логику, обеспечивающую на выходе знание истории и культуры своей Родины.

О результатах реализации проекта мы будем судить по нескольким показателям.

В первую очередь проект призван удовлетворить интересы детей и родителей. Поэтому одним из показателей будет рост доверия к  школе, который мы отслеживаем с помощью ежегодного опроса.

Доверие выражается также в увеличении количества учеников и воспитанников школы и тех учащихся других школ, которые выбирают наше дополнительное образование и участвуют в нашей многопредметной олимпиаде.

Ещё один показатель востребованности школы – это рост спектра и объёма дополнительного образования, проектных и исследовательских объединений.

Для меня же ярким показателем послужит наглядная констатация факта, что встречный поток школьников утром иссяк. Это будет означать, что жители Ясенево находят нужные им направление и уровень образования здесь, по месту жительства, в образовательных комплексах района.

Кроме непосредственных результатов проекта, мы ожидаем ряд эффектов, которые проявятся позже, но не менее важны, чем прямой результат. Как волны, круги на воде, они могут быть гораздо масштабнее, чем причина, их породившая. В частности, благодаря продуманности системы профилей повысится результативность профильного обучения (я имею в виду как результаты единого экзамена, так и процент выпускников, поступивших в вузы в соответствии с профилем, выбранным в школе).

Но самое главное, ради чего всё это стоит предпринимать, - ученики научатся делать осознанный и ответственный выбор и занимать авторскую позицию.

И это главный залог готовности человека к учебе, труду и жизни.

В этом и заключается миссия школы и патриотическая, а также профессиональная и человеческая позиция его сотрудников – научить будущие поколения созидать и менять мир вокруг себя к лучшему.