Эффективный классный руководитель 20.02.2018

Роль классного руководителя в современных детских коллективах поистине ключевая. Это, конечно, не только возможности управления коллективом, но и колоссальная ответственность, прежде всего моральная.


И конечно, такая сложная и тонкая работа должна быть достойно оплачена.


Нажмите на заголовок статьи, чтобы читать целиком.

Мы уже готовы подойти к этой оплате дифференцированно и платить гораздо больше, чем сейчас, тому классному руководителю, который эффективно решает свои управленческие задачи. Только вот показатели эффективности классного руководителя, оказалось сформулировать очень непросто.

И это понятно. Результаты работы классного руководителя в основном находятся в области личностных результатов образования. А эти результаты плохо поддаются измерению. Вместе с тем, их роль огромна, и со временем она только растёт. Поэтому подходы к их измерению приходится находить. Работа с классом видна, она отражается и на учебных успехах, и на отношении к учителям, и на участии класса в социально значимых общих делах. При этом ясно, что важно не столько то, что делает классный руководитель, сколько то, как он это делает.

Важно ездить на экскурсии? Важно. Хотя смотря зачем. Если это случайный выезд – одно, а если классный руководитель в этом выезде видит задачу для развития класса, то другое. Но тогда ребята будут привлечены к проектированию поездки и будут готовиться к ней; экскурсия будет содержательно выстроена вокруг важных для ребят задач, а значит, будут обеспечены темы для содержательного общения между детьми на культурно значимом материале; будет связь с предыдущим и следующим выездом; после возвращения материалы поездки будут использоваться для творчества, проектирования, исследования. Поэтому просто наличие экскурсионной работы – это сомнительный критерий эффективности. А её осмысленность сложно изменить.

Вообще, проводимые мероприятия – не показатель эффективности, потому что он может провоцировать имитацию и не гарантирует результат.

Главный залог успеха – это управленческая позиция классного руководителя как автора, проектировщика сообщества класса. Для этого ему нужно провести анализ ситуации: каков достигнутый уровень учеников, каковы проблемы, каковы ресурсы школы и города для решения поставленных задач. А задач несколько: формирование учебного коллектива, сообщества класса (в котором для учеников ценно находиться), формирование деятельного отношения к своей учёбе, выстраивание конструктивных отношений с одноклассниками и учителями, развитие культуры общения. Эти задачи эффективно решаются только тем учителем, у которого эта работа приведена в систему.

У эффективного классного руководителя должен быть план развития класса, в котором нет набора мероприятий, а есть система взаимосвязанных событий, направленных на решение педагогических задач. Программу развития класса должна быть составлена на период с 5 по 11 класс. Безусловно, в процессе работы она претерпевает изменения, но происходят они на основе анализа сложившейся ситуации.

Задача не просто выстроить траекторию для всего класса, а вовлечь в процесс реализации цели детей, родителей, учителей и администрацию, каждого на своём уровне. Классный руководитель инициирует проведение педагогических консилиумов, на которых обсуждается траектория развития учеников. Привлекает родителей к участию в многолетнем проекте.

Итак, работа эффективного классного руководителя подразумевает:

  • анализ ситуации в коллективе, которым он призван руководить;
  • постановку целей, выбор приоритетов, разумное распределение времени;
  • выбор технологий и средств, которые закладываются для достижения целей;
  • создание команды для достижения цели;
  • умение чётко формулировать смысл своей работы;
  • умение доносить этот смысл до команды (ученики, родители, учителя-предметники, администрация);
  • наличие твёрдого ценностного ядра, чтобы не было возможности стать «жертвой» манипулирования окружающих.

Понятно, что наличие технологий увеличивает возможности классного руководителя в разы. У нас есть возможность организовать обучение классных руководителей тем технологиям, которые действительно помогают в рамках нашей «Школы для учителей». В этом году мы предлагаем 3 курса:

1) Курс тайм-менеджмента (ведёт Журавлёва А.В.)

2) Проектная культура (ведёт Малышева Н.В.)
Поскольку этот курс наименее известен, на нём остановлюсь подробнее.

Главная траектория данного курса:
исполнительский уровень => организационно-деятельностный уровень => авторский уровень

Овладение проектной культурой субъектами образования – не панацея от всех бед, но возможность существенно снизить риски, возникающие вследствие различных причин. В самом широком смысле этого понятия, проектировщик – это специалист, владеющий навыками анализа определённого вида деятельности, умеющий видеть и формулировать проблемы в своей деятельности, мышлении, коммуникациях, умеющий находить культуросообразные способы их решения и адаптировать найденную идею их к наличной ситуации, могущий организовать команду, способствующую реализации этих идей и произвести рефлексию преобразований (полученного продукта). Кроме того, регулярное обращение к проектированию развивает (у проектировщика) прогностические способности – предвидеть трудности, помехи и предсказывать результаты реализации тех или иных замыслов.

Классному руководителю необходимо уметь чётко формулировать смысл своей работы, донести его до различных кооперантов (учеников, родителей, учителей-предметников, администрации и т.д.), обладать твердым ценностным ядром, чтобы не становиться жертвой манипулирования окружающих.

3) Круги сообществ (ведёт Бучарская Э.П.)

Ещё один вид деятельности, который призван помочь нам работать эффективнее это создание общей информационной среды. У нас уже есть, созданный в прошлом году общий Академический календарь событий, который позволяет нам:

  • понимать, где и что происходит;
  • отрегулировать занятость актовых залов;
  • минимизировать накладки в расписании мероприятий и событий;
  • скоординировать работу различных направлений;
  • уменьшить количество писем в электронной почте;
  • открыть доступ к планированию родительским комитетам, что ведёт к уменьшению проблемных ситуаций из-за отсутствия качественной коммуникации учитель-родитель.

Академический календарь событий – это не ещё одно пространство, на которое надо тратить время, а удобный инструмент, который помогает нам работать слаженно и своевременно.

Траектория работы с материалом следующая: план работы мы помещаем в Академический календарь событий, результат работы в группу “Школа №1561” в Facebook (а оттуда её будут брать на сайт), если не пользуемся социальными сетями, то отсылаем информацию на почту А.В. Журавлёвой, которая поместит информацию на сайт.

Мы не стремимся придумать дополнительную нагрузку для классного руководителя. Наша задача – трансформировать богатый опыт в систему, которая приведёт к пониманию 3 самых важных аспектов:

  1. Чтобы воспитать личность классный руководитель должен обладать общей и педагогической культурой.
  2. Чтобы передать эту культуру детям, необходим определённый набор инструментов.
  3. Результат воспитательной деятельности можно не только видеть и фиксировать, но можно и нужно проектировать.

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ