Наша проектная группа была организована осенью 2023 года. Причина, побудившая коллег объединиться, достаточно проста и понятна любому практику: в каждом классе одновременно учиться множество учащихся с разными потребностями, социальным и культурным капиталом, ценностями, учебным поведением. В науках об образовании проблема образовательного неравенства является традиционной и исследуется с самых разных позиций. Ключевым вопросом в этих дискуссиях является определение инструментов его преодоления. В последние годы отечественные теоретики все больше заявляют об эффективности технологии исследования урока (пример 1, пример 2, пример 3), основанной на идее проектирования индивидуальных траекторий учащихся, как инструменте, позволяющем уравнивать возможности учащихся в классе.
Целью нашей проектной группы было адаптировать данную технологию в условиях школы № 1561 с учетом социального контекста и апробировать в одном классе. "Исследование урока" предполагает три больших блока совместных действий учащихся (подробнее о технологии можно прочитать по приведенным ранее в тексте ссылкам): договоренность о наблюдаемом целевом результате и составление карты наблюдения, проведение наблюдений за учащимся на разных уроках, внедрение новых педагогических приемов и повторение процедуры наблюдения еще несколько раз. Таким образом, важнейшим элементом технологии является совместное проектирование эффектических педагогических приемов и повторяемое исследование степени успеха их внедрения на основе сформулированных рубрикаторов оценивания.
Нашей гипотезой было предположение о связи учебного поведения учащихся и их академических результатов, поэтому в качестве индикаторов наблюдения мы закладывали в карту характеристики, связанные с разными аспектами успешного учебного поведения (в разных когортах учащихся это были разные индикаторы). Обобщенный пример карты наблюдения доступен по ссылке. Каждое новое наблюдение меняло наше представление о том, какие практики оказываются эффективными для разных учащихся. Повторение процедуры внедрения и исследования привело к тому, что нам удалось сформулировать наиболее продуктивные приемы, способствующие прогрессу учащихся. Пример резюме плана наблюдения и работы группы доступен по ссылке.
В результате применения технологии нашей группе удалось улучшить целевой результат в наблюдаемом классе, а также провести серию продуктивных обсуждений с коллегами о разнообразных педагогических приемов. Радостной и удивительной оказалась реакция учащихся на регулярные посещения уроков разными учителями: в течение наблюдений все ученики начали стараться больше вовлекаться в происходящее на уроке, испытывая позитивные эмоции от такого внимания к своим академическим сложностям, к успехам и неудачам. На будущий год мы планируем распространить применение технологии на другие классы, а также транслировать успешный опыт другим учителям школы.
Познакомиться подробнее о работе и успехах проектной группы, а также ознакомиться с методическими материалами можно по ссылке.